Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

24.03.2016 (14:47)

Наш «Чернобыль» служит людям

26 апреля 2016 года исполнится 30 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. 30 ноября – 30 лет со дня завершения работ по сооружению объекта «Укрытие» на АЭС. В народе его назвали «Саркофагом».

В период с 1986 по 1990 г., к работам в зоне ЧАЭС (сооружение объекта "Укрытие", пуск 1,2 и 3 энергоблоков, дезактивации промышленной площадки ЧАЭС, захоронение радиоактивных материалов и оборудования объектов, эвакуация и переселение людей, а также другие мероприятия) было привлечено свыше 800 тысяч специалистов, рабочих, военнослужащих со всех республик Советского Союза.  В народе их назвали ликвидаторами. Масштабы катастрофы могли стать неизмеримо большими, если бы не мужество и самоотверженные действия этих людей.

Надо отметить, что из 800 (восьми ста) тысяч ликвидаторов 600 (шесть сот) тысяч – были «люди в погонах» различных видов и родов Вооруженных Сил, МВД и КГБ СССР. За мужество и героизм, проявленные в годы ликвидации последствий катастрофы свыше 95 тысяч человек были награждены высокими государственными наградами. 14 из их числа удостоены званий Героев СССР и Российской Федерации. Семь человек посмертно удостоены звания Героя Украины.

Эти люди прекрасно знали, на что шли, и чем им это грозило, но все равно выполнили свой долг, отдав своей общей Родине, кто здоровье, а кто и саму жизнь… Массовый героизм ликвидаторов – защитников Отечества, не должен быть забыт!

Участие Вооруженных Сил СССР в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В докладной штаба ГО УССР о ходе ликвидации последствий катастрофы (ЛПК) на ЧАЭС сообщалось, что по состоянию на 31 августа 1986 г. в работах принимали участие 111 соединений и частей общей численностью 39245 человек, в том числе дивизий - 1 (25 мсд), бригад - 2 (25 и 26 БрХ3), полков-23 (в т.ч. ОМП ГО-9), батальонов 28 (в т.ч. ГО-1), рот-8, отдельных подразделений - 49.

По линии МО СССР в ликвидации принимали участие:

Оперативная группа Генерального штаба с задачами:

  • организация работ по ЛПК на ЧАЭС; руководство дезактивацией загрязненных территорий;
  • обобщение и анализ радиационной обстановки, доведение ее в Генштаб и в войска;
  • наращивание усилий путем привлечения дополнительного контингента войск (после уточнения задач, вызванных увеличением объема работ); определение способов решения внезапно возникающих дополнительных задач;
  • организация взаимодействия войсковых сил с формированиями других министерств и ведомств;
  • проведение оперативного и перспективного планирования работ;
  • организация всестороннего обеспечения, включая обеспечение местного населения продовольствием и водой.

Войска РХБЗ с задачами:

  • организация работ по радиационному контролю местности в ближайшей 10-ти километровой зоне, включая промышленную площадку на Чернобыльской АЭС и контроль выбросов аварийного реактора;
  • работы по дезактивации территории зданий и сооружений ЧАЭС, населенных пунктов, транспорта и другой техники, дезактивации одежды и средств индивидуальной защиты, дезактивации дорог и пылеподавление, а также сбор удаление и захоронение высокоактивных радиоактивных отходов вблизи разрушенного реактора.

Инженерные войска с задачами:

  • сбор и захоронение радиоактивных источников на территории станции на площади в 1км2;
  • выгрузка и захоронение 370 высокоактивных дополнительных поглотителей;
  • дезактивация местности снятием верхнего слоя грунта и его захоронения более 350 тыс. м3 (инженерно-дорожные полки);
  • вырубка и захоронение леса ("рыжего" леса) на площади более 200 га с засыпкой слоем грунта толщиной до 50 см, общим объемом около 250 тыс. м3, что обеспечило снижение уровней радиации с 1 Р/ час до 100 мр/час ;
  • разборка, захоронение и консервация старой стройбазы ЧАЭС (из 121 здания 74 разрушено взрывным способом, 47 - механическим;
  • вывоз оборудования более чем на 50 млн. рублей ( в ценах 1986 года);
  • дезактивация железнодорожных путей (всего более 1,2 млн. м2);
  • создание полос отчуждения путем вырубки растительности и разборки отдельных зданий обустройство железнодорожных станции дезактивация и восстановление железнодорожного полотна связывающего город Славутич с ЧАЭС;
  • подрывные работы на территории ЧАЭС - до 400 взрывов в частности перебивание отдельных элементов конструкций мешающих движению техники к аварийному блоку пробитие железобетонных стен бассейна - барбатера реактора для слива воды биологической защиты между третьим и четвертым блоками при устройстве вентиляции для протяжки тросов с приборами, показывающими параметры состояния развала четвертого энергоблока;
  • возведение 140 водоохраных сооружений общей протяженностью 60 км, в которые было уложено до 720 тыс. м3 щебня, туфа и песка;
  • создание аварийных запасов строительных материалов вблизи этих сооружений - около 650 тыс. м3 камня, щебня и песка;
  • сформированы четыре аварийно-спасательных отряда, которые выполнили возложенные на них задачи весной 1987 года в целях содержания дамб и восстановления в случае их прорыва паводковыми водами;
  • строительство и реконструкция 625 км дорог и их дезактивация;
  • оборудование и содержание трех переправ, по которым пропущено более 100 тыс. единиц техники;
  • устройство противопожарных полос и просеки под трубопровод - до 24 км, а также семи двадцатиметровых мостов из комплекта ТММ через речки, впадающие в реку Припять;
  • оборудование и содержание 186 пунктов водоснабжения (практически все инженерные части) поддержание инженерной техники в постоянной готовности к выполнению задач и ее восстановление (ежедневный выход из строя достигал 30 единиц техники).

Армейская авиация и части ВВС.

Основные усилия авиационной группировки были сосредоточены на решении задач по ведению радиационной и общей разведки, локализации очага катастрофы, дезактивации местности, обеспечении выполнения научных и исследовательских работ, транспортировке личного состава и грузов.

Всего авиацией выполнено свыше 28 тыс. самолето- и вертолето-вылетов, в том числе: на радиационную разведку - более 4300, дезактивацию местности - более 6400 (вылито более 55200 тонн дезактивирующей жидкости, обработано более 3800 га территории и 31 км дорог), транспортные перевозки - более 13000 (перевезено свыше 42 тыс. человек и около 7500 тонн грузов).

Наибольшая нагрузка на авиацию выпала на первые пять месяцев после катастрофы, когда было произведено свыше 17 тыс. самолето- и вертолето- вылетов. Высокое летное мастерство, мужество и героизм, военные авиаторы проявили при сбросе грузов в кратер реактора. 

Военно-медицинская служба с задачами:

  • во-первых, оказать органам здравоохранения практическую и методическую помощь в обследовании и лечении населения, подвергшегося воздействию ионизирующих излучений;
     
  • во-вторых, провести мероприятия по предупреждению пере облучения военнослужащих, привлекаемых к ликвидации последствий катастрофы, с обеспечением проведения санитарно-эпидемической обработки, как в районах действия войск, так и в районах проживания населения. 

Служба тыла.

О масштабах работ по тыловому обеспечению свидетельствуют следующие данные (за 1 месяц): было оборудовано 140 пунктов питания, развернуто около 80 полевых бань, произведено до 400 тыс. помывок личного состава в течение месяца. За первые два с половиной года ликвидации последствий катастрофы войскам было подано 166 тыс. тонн топлива, около 210 тыс. комплектов общевойсковых защитных костюмов,115 тыс. пар обуви, 150 тыс. комплектов рабочих костюмов, 330 тонн медицинского имущества. Было проведено около 7 млн. гигиенических помывок, выстирано более 7 тыс. тонн белья.

Воздушно-десантные войска.

О десантниках в Чернобыле вспомнили, когда сброс с вертолетов вручную над реактором теплоотводящих и фильтрующих материалов показал свою полную непригодность (точность  достаточно высокие уровни облучения летного состава) Председатель Правительственной комиссии Б. Е. Щербина требовал существенного увеличения сбрасываемых материалов.

Выход был найден: «Предложена идея использования куполов парашютов как средства загрузки и доставки грузов с креплением их на замках внешней подвески. Парашют использовался при этом как бы наоборот куполом вниз. Это приспособление позволило в три раза увеличить количество сбрасываемого груза, а самое главное - уменьшить дозы облучения вертолетчиков. Ну а так как основными хозяевами парашютных систем являются воздушно-десантные войска, то группе ВДВ и было поручено к утру обеспечить парашютами непрерывную работу вертолетчиков.

Всего в Чернобыль было доставлено 18923 парашютные системы ПГС-500, ПДС-Б, ПДММ. Из них 9354 были использованы для сбрасывания грузов, остальные после окончания засыпки реактора отправлены обратно в войска».

Войска связи и войска ПВО.

Тепловой взрыв реактора 4-го ЭБ ЧАЭС затронул и войск ПВО, т.к. недалеко от ЧАЭС (в восьми километрах) дислоцировались центр загоризонтной радиолокации ПВО (обнаружение старта и полета БР, летящих на СССР с севера) и зенитно-ракетные части, охраняющие ЧАЭС.  Основные мероприятия, в которых участвовали дислоцирующиеся в районе г. Припяти части ПВО, определялись эвакуационными мероприятиями техники личного состава и жителей центра радиолокации, а также частичным участием военнослужащих частей ПВО в ЛПК.

Кроме того, по линии МО в ЛПК принимали участия подразделения и отдельные военнослужащие из штабов ОдВО, КВО, МВО и других округов, Центра подготовки космонавтов и даже ВМФ. Учитывая, что в работах принимали участие общевойсковые части, в состав которых входят подразделения практически всех родов сухопутных войск, можно сделать вывод - в ликвидации принимали участие практически все рода и виды ВС СССР.

Железнодорожные войска с задачами:

  • вырубка леса - 96 га;
  • земляные работы - 95,8 тыс. м3;
  • строительство искусственных сооружений- 11/510 штук/ погонных метров;
  • укладка железнодорожного пути - 56,2 км;
  • капитальный ремонт пути - 8 км;
  • укладка стрелочных переводов - 107 комплектов;
  • капитальный ремонт стрелочных переводов 24комплекта;
  • балластировка пути - 83,6 тыс. м3.

Внутренние войска МВД СССР.

Состав группировки: 4 мотострелковых полка и 6 отдельных батальонов и рот, войсковая часть по охране ЧАЭС, отдельный батальон связи ВВ,  две дивизии ВВ, а также несколько сводных полков, группы офицеров управления ВВ по УССР. Всего 14,5 тыс. солдат и офицеров Внутренних войск.

26 апреля в мире отмечается как Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в Резолюции от декабря 2013 года выразила глубокую озабоченность в связи с сохраняющимся воздействием последствий Чернобыльской катастрофы на жизнь и здоровье людей, особенно детей, в пострадавших районах Беларуси, Российской Федерации и Украины.

В нашей стране федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» день 26 апреля учрежден «Днем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф».

Именно ликвидаторы более 25 лет тому назад стали создавать общественные организации, чтобы защищать свои права и интересы, чтобы снять грифы секретности с документов о негативных последствиях чернобыльской и других радиационных аварий, и катастроф, ядерных испытаний. Офицеры в запасе возглавили многие чернобыльские организации.

Союз «Чернобыль» России (СЧР) объединяет 72 региональные организации, из которых 42 имеют статус инвалидных. Мы представляем интересы более миллиона граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и ядерных испытаний.  В их число входит около 100 тысяч инвалидов (в том числе 55 тысяч в связи с радиационным фактором), 140 тысяч участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и аварии на Производственном объединении «Маяк», свыше 40 тысяч семей, потерявших кормильца (из них 6 тысяч в связи с радиационным фактором).

Наша организация представляет интересы инвалидов-чернобыльцев в Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

Союз участвует в работе Консультативного органа при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – Совета по делам инвалидов.

Представительство нашей организации в Общественной палате Российской Федерации позволяет информировать ее членов о проблемах граждан, подвергшихся воздействию радиации, участвовать в пленарных заседаниях и общественных слушаниях профильных Комиссий. Члены Центрального Совета СЧР активно работают в аналогичных общественных органах на региональном уровне.

Союз «Чернобыль» России входит в Общероссийский народный фронт, активно участвуя в его работе.

29 октября 2015 г.  Союз «Чернобыль» России подписал Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Общероссийской общественной организацией ветеранов Вооружённых Сил Российской Федерации. Совместно был разработан и реализуется План совместной работы по 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Наш Союз, представляя интересы Международного чернобыльского общественного движения, активно участвует в реализации Плана совместных действий Всеобщей Конфедерации Профсоюзов и Международной организации «Союз Чернобыль» по усилению социальной защищенности граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на период 2012-2016 гг.

Несмотря на сложности со здоровьем тысячи героев Чернобыля и их организации ведут патриотическую работу, борются за обеспечение своих законных прав и интересов, способствуют безопасному развитию атомной энергетики.

30 ноября прошлого года на Поклонной горе в Москве заложен камень на месте возведения будущего монумента Славы, посвященного подвигу участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и ветеранов подразделений особого риска.

В работах по возведению монумента принимают участие Союз «Чернобыль» России, Союз «Чернобыль» Москвы и Региональная общественная организация «Чернобыль-Атом». Безусловно, это сооружение будет иметь общероссийское и международное значение. Средства на его строительство, как говорят в народе, мы будем собирать всем миром.

По всей стране органы государственной власти при непосредственном участии региональных организаций Союза «Чернобыль» России создали оргкомитеты, утверждены планы мероприятий в связи с 30-летием катастрофы на ЧАЭС и сооружения объекта «Укрытие». В честь этих памятных дат наша организация в ноябре прошлого года учредила нагрудные знаки и медали.

МЧС России совместно с Союзом «Чернобыль» России завершили работу по представлению ликвидаторов, не имеющих государственных наград, к награждению медалью МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации». Около 3-х тысяч из них будут награждены к 26 апреля 2016 года.

Как известно, в Российской Федерации приняты и действуют законы о социальной защите граждан, пострадавших от радиационного воздействия. До 2016 года выполнялись мероприятия федеральных целевых программ преодоления последствий Чернобыльской и других радиационных аварий, и катастроф.

В настоящее время государственные обязательства выполняются не в полном объеме. В частности, медицинское обслуживание, лекарственное и санаторно-курортное обеспечение пострадавших граждан осуществляется на крайне низком уровне. Требуются дополнительные меры государственной поддержки для членов семей погибших и умерших, а также детей Чернобыля. Не уделяется должное внимание социально-экономическому развитию загрязненных радионуклидами территорий.

Мы разделяем трудности тех, кто до сих пор проживает на данных территориях. Вместе с активной частью населения стоим на защите конституционных прав пострадавших, стараемся оказать им посильную помощь. Так, например, 30 марта представители Союза «Чернобыль» России примут  участие в первом заседании Верховного Суда Российской Федерации по делу 52 жителей Брянской области, отстаивающих свои права. Мы уверены, что в судебном порядке их проблемы будут решены.

Выполнение Союзом «Чернобыль» России задач информационной и патриотической работы позволяет формировать в общественном сознании объективную картину чернобыльских событий, уважение и заботу о тех, кто ценой своего здоровья и жизни ликвидировал разрушительные последствия радиационных аварий и катастроф, помогает сохранять в памяти поколений страницы героического труда и самопожертвования граждан, напоминает о необходимости не забывать, об обеспечении экологической безопасности страны.

В канун 30-летия катастрофы на Чернобыльской АЭС важно обозначить  актуальные проблемы граждан, подвергшихся воздействию радиации.

В связи с кризисными явлениями в экономике, международными санкциями, а также с изменением приоритетов в социальной политике, стали еще более очевидны сложности с обеспечением прав и интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Реализация закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и программ в отношении граждан и территорий, пострадавших вследствие радиации, происходит в условиях проведения в стране административной и социальной реформ.

Монетизация натуральных льгот для многих чернобыльцев и приравненных к ним граждан по-прежнему ведет к снижению качества и уровня медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания.

Изменение порядка и условий предоставления жилья пострадавшим гражданам привели к частичному ограничению реализации их права. По состоянию на январь этого года в ФЦП «Жилище» в очереди на жилье продолжает оставаться более 7 тысяч чернобыльцев.

Существующий объем и качество оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний, не гарантируют необходимого возмещения ущерба, причиненного здоровью пострадавших, как того требует ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Ниже приведены основные наблюдаемые и ожидаемые последствия для здоровья облученных контингентов Национального радиационного эпидемиологического регистра, обусловленные радиационным фактором^

  • повышенная заболеваемость и смертность от лейкемии среди российских ликвидаторов в первые десять лет после аварии (около 60% над спонтанным уровнем);
     
  • высокий уровень выявляемости заболеваний раком щитовидной железы среди лиц, бывших детьми и подростками на момент аварии и проживавших на наиболее загрязненных радионуклидами территориях с плотностью загрязнения по цезию свыше 5 Ки/км2, (до 70% над спонтанным уровнем) как за прошедшие 30 лет после аварии, так, возможно, и в последующие годы;
     
  • превышение над спонтанным уровнем онкологической заболеваемости среди российских ликвидаторов (около 5%) и, возможно, среди населения наиболее загрязненных радионуклидами территорий (до 1%), – как за прошедшие 30 лет после аварии, так, возможно, и в последующие годы;
     
  • некоторое превышение над спонтанным уровнем смертности от заболеваний системы кровообращения (в первую очередь – от сердечнососудистых и цереброваскулярных заболеваний) среди российских ликвидаторов (около 2%) как за прошедшие 30 лет после аварии, так, возможно, и в последующие годы.

Эксперты Союза «Чернобыль» России отмечают, что действующий порядок лечения этой категории граждан не соответствует современным научным и клиническим данным о радиобиологических эффектах патогенного влияния ионизирующего излучения на организм человека. Не существует стандартов и протоколов по лечению «ликвидаторов».

В связи с завершением реализации ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» и отсутствием новой программы до 2020 года прекращается дополнительное финансирование федеральных и региональных медицинских учреждений, оказывающих медицинские услуги гражданам, подвергшимся воздействию радиации. В результате этого снизилась эффективность оказания специализированной медицинской помощи. Значительно увеличилось число пациентов, которые вынуждены обращаться за медицинской помощью на платной основе.

Кроме того, для получения возмещения вреда и мер социальной поддержки важно иметь связь заболевания, инвалидности с радиационным фактором. К сожалению, в последние годы значительно возрос период рассмотрения документов в Межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия (МЭС). Также перечень заболеваний для такой связи, по мнению медицинских экспертов, не учитывает комплекс болезней, вызванных стохастическими эффектами радиобиологического патогенного влияния ионизирующего излучения на организм человека. Это приводит к ограничению возможностей экспертизы. Например, в 2015 году связь с радиационным воздействием установлена лишь в 45 % случаев от общего количества вынесенных решений МЭС.

Из-за отсутствия финансирования прекращены организация и проведение специализированного медицинского обследования, лечения и реабилитации детей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях, детей первого, второго и третьего поколений, рожденных от облученных родителей (группы высокого радиационного риска) с использованием современных высокотехнологичных специализированных методов (цитогенетических, молекулярно-генетических, иммунологических).

Ежегодное санаторно-курортное лечение и оздоровление является одним из необходимых условий реабилитации граждан, подвергшимся радиационному воздействию. За последние годы значительно сократилось число путевок, выданных на эти цели. Получатели набора социальных услуг могут воспользоваться своим правом раз в три-четыре года. Только до 40% детей, проживающих на территории зон отселения и с правом на отселение, могут посетить санатории и летние оздоровительные лагеря.

Снижение качества управленческих решений влекло за собой сокращение целевых объемов средств на медицинское, лекарственное и санаторно-курортное обслуживание пострадавших. Монетизация льгот разрушила систему оказания специализированной помощи, придала забвению научные знания и методики ее применения.

По итогам «круглых столов» в Общественной палате и на площадках Общероссийского народного фронта отмечалось, что законодательные и нормативные акты, определяющие порядок обеспечения социальных гарантий данным категориям граждан, нуждаются в изменениях и дополнениях.

Некоторые актуальные предложения в последнее время Союз «Чернобыль» России направил  в федеральные органы государственной власти:

  • на основании ст.24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установить гарантированный порядок и объем оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам с целью ее доступности и повышения качества;
  • разработать и утвердить подпрограмму или раздел в Государственной программе «Развитие здравоохранения» по реализации мероприятий медицинского обеспечения граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
  • разработать медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи (услуг) гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, по комбинированным клинико-статистическим группам, предусмотрев при определении стоимости оказания медицинской помощи (услуг) повышенные коэффициенты курации пациента;
  • разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации новый Перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  • увеличить объем осмотров врачей, лабораторных и диагностических исследований в ходе диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации;
  • установить порядок и объем оказания специализированного медицинского обследования, лечения и реабилитации детей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях, а также детей первого, второго и третьего поколения, рожденных от облученных родителей;
  • обеспечить граждан, подвергшихся радиационному воздействию (включая детей), санаторно-курортными путевками в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается:

  • разработать и осуществить дополнительные меры по медицинскому обеспечению, санаторно-курортному лечению граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий, ядерных испытаний.

В целях реализации концепции перевода территорий, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, к условиям нормальной жизнедеятельности населения по рекомендациям Российской национальной комиссии по радиационной защите (РНКРЗ) необходимо отделить радиологические проблемы от социально-экономических, и решать их по отдельности.

Для решения социально-экономических вопросов перевода территорий к условиям нормальной жизнедеятельности населения необходимо внести изменения в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотрев в нем сохранение всех социальных гарантий, установленных данным законом, для населения, проживающего в населенных пунктах (НП), отнесенных в настоящее время к зонам радиоактивного загрязнения, и в последующие годы их жизни, после перевода НП к условиям нормальной жизнедеятельности населения.

Основанием для данного предложения является то, что основную часть дозы облучения население зон радиоактивного загрязнения уже получило, а радиационные риски от полученной дозы сохранятся на всю жизнь.

Для ввода в действие предлагаемых радиологических критериев перевода территорий, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, к условиям нормальной жизнедеятельности населения, необходимо:

внести изменения в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и включить в него данные критерии;

дополнить Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) радиологическими критериями перевода территорий, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, к условиям нормальной жизнедеятельности населения.

Союз «Чернобыль» России подготовил несколько предложений внесения изменений в Чернобыльский закон. В частности, по определению такой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, как «потомки перового и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 чернобыльского закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».

Союз «Чернобыль» России предлагает «предусмотреть детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, включая тех, которые на день  эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также «потомкам» выдачу специальных удостоверений единого образца, действующие на всей территории Российской Федерации, дающее право на медицинское обслуживание и меры социальной поддержки в рамках радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в течение всей жизни».

Детям, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС следует назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью (ВВЗ) в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что поставит их в равные условия перед другими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы.

В связи с 30 летнем катастрофы на Чернобыльской АЭС Союз «Чернобыль» России обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой:

  • продолжить награждение государственными наградами граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и проявивших при этом мужество и самоотверженность;
  • внести в Государственную думу законодательную инициативу по учреждению 30 ноября (день завершения строительства «Саркофага» - объекта «Укрытие» на Чернобыльской АЭС) – Днем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. 26 апреля учредить Днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф;
  • принять решение Президента Российской Федерации – Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России о досрочном присвоении очередного воинского звания до полковника (капитана 1-го ранга) включительно из числа военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе находящимся в запасе и отставке.

В последние годы в связи с реорганизацией системы управления нарушена целенаправленная и скоординированная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам преодоления последствий радиационных аварий. В министерствах и ведомствах упразднены структурные подразделения или сокращена численность специалистов, занимающихся решением задач в этой сфере. Все это часто сказывается на правомерности принятия государственных мер по минимизации последствий радиационных аварий.

Одним из последних ярких примеров является принятие в октябре 2015 года Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Работа над новым Перечнем ведомствами производилась без надлежащего исполнения требований ст. 7 Закона п установлению и пересмотру границ зон радиоактивного загрязнения.

Утверждая такое решение, Правительство проигнорировало отрицательные заключения экспертов Союза «Чернобыль» России, Общероссийского народного фронта, Общественной палаты России.

В результате образовалась экономия бюджетных средств за счет ущемления конституционных прав десятков тысяч граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Особенно это коснулось жителей пострадавших территорий юго-западных районов Брянской области. Правительство, по нашему мнению, не приняло во внимание позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина, касающеюся сохранения социальных гарантий граждан в сложных социально-экономических условиях.

30 марта этого года в Верховном Суде Российской Федерации пройдет первое заседание по обращениям пострадавших граждан из 52 населенных пунктов. Они борются за восстановление своих прав. Обязанность Союза «Чернобыль» России - оказать им поддержку.

Многие люди и организации выражают недовольство работой органов власти. В целом по стране среди граждан, подвергшихся воздействию радиации, сохраняется социальная напряженность. Свои нарушенные права пострадавшие граждане продолжают активно отстаивать в судебных инстанциях.

Будущее Союза «Чернобыль» России во многом будет зависеть от способности:

  • оставаться полезным и нужным гражданам;
  • умения сочетать законность со справедливостью;
  • ставить общественные интересы выше личных или групповых;
  • сохранять и приумножать гражданские и патриотические чувства российского народа;
  • осуществлять общественный контроль исполнения норм Конституции и законов Российской Федерации.
  • крепить международную солидарность всех ликвидаторов стран Содружества Независимых Государств и стран Балтии в обеспечении прав граждан на возмещение вреда здоровью и гражданской ответственности за ядерный ущерб.
1 2 3 4 5
-Не проголосовано-
Оцените информацию на данной странице
Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter Опубликовать ВКонтакте Опубликовать в FaceBook
Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false